rama909 (rama909) wrote,
rama909
rama909

Category:

Поль Синьяк - французский художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал

Оригинал взят у tanjand в Поль Синьяк - французский художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал


Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не пришлось и после его смерти — он умер, когда сыну исполнилось 17 лет. Учился Поль хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей особым талантом и мог рассчитывать на доходную профессию. Но окончив колледж Роллен, Поль заявил, что единственный его интерес — живопись. О Школе изящных искусств он даже слышать не желал, академизм ему был чужд. Мать поначалу не одобрила выбор сына, но вскоре стала самой рьяной поклонницей его искусства.





В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов. Тогда 16-летнего юношу, делавшего наброски с работ Дега, прогнал Гоген, заявивший: «Здесь не копируют!». Поля это ничуть не смутило. В качестве официального обучения он некоторое время посещал мастерскую Эмиля Бина, но отзывался об этом периоде весьма пренебрежительно. А вот визиты на выставки импрессионистов и в лавки маршанов, благосклонных к авангарду, считал делом важным и нужным. А спустя пять лет произошло событие, изменившее ход мировой живописи. Отвергнутые официальным Салоном художники создали свой Салон независимых. В 1908 году Синьяк его возглавит…




Знаменитое письмо Клоду Моне Поль написал в 1885 году. Он признался маэстро в искреннем восхищении и попросил о встрече. Увы, вдохновенный юный художник («Я пришел к нему, как к мессии!», — рассказывал впоследствии Синьяк) совершенно не тронул великого импрессиониста, в характере которого напрочь отсутствовали наставнические черты. Не то чтобы Синьяк ему был как-то особо неприятен, просто Моне всерьез интересовала только его собственная живопись. Поэтому ключевое влияние на становление Синьяка как художника оказали другие знакомства.




Имена Жоржа Сёра и Поля Синьяка чаще всего произносят вместе. Познакомились они в 1884 году, и Сёра сразу же увлек друга своей техникой пуантилизма — это метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных цветов. Также это направление называли дивизионизмом и неоимпрессионизмом — последний вариант Сёра и Синьяку нравился больше прочих (Синьяк даже написал портрет критика Феликса Фенеона, автора термина «неоимпрессионизм»).




В отличие от общительного последователя, Жорж Сёра был человеком замкнутым и отнюдь не дружелюбным, так что заслуга популяризации пуантилизма принадлежит Полю Синьяку. Вскоре к неоимпрессионизму ненадолго примкнул даже Камиль Писсаро, который, в отличие от увлеченного собственной работой Моне, старался еще и поддерживать молодых художников. У Синьяка с Писсаро сложились особенно теплые отношения, впоследствии Поль даже женился на его дальней родственнице Берте Робле.




Верный друг и почитатель Жоржа Сёра, Поль Синьяк был обезоружен внезапной, преждевременной смертью предводителя неоимпрессионизма. Он сделал очень много для того, чтобы Сёра не забыли — разобрал его работы, устроил несколько ретроспективных выставок, а вскоре написал исследование «От Делакруа к неоимпрессионизму». Впрочем, отдавая дань своему наставнику, сам художник вскоре после смерти Сёра простился с неоимпрессионизмом. «Я всё больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость», — пишет он уже через несколько лет.




Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль. Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания света, но точки ему заменяют мазки. Впрочем, отличие не только в замене точки на мазок. Эмоциональному, чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход Сёра. Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению, которое хочет передать, а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.




Первую яхту Поль Синьяк купил в 1883 году и назвал ее отнюдь не какой-нибудь «Чайкой» или «Победой». На борту было начертано «Мане — Золя — Вагнер». Поль Синьяк не только в живописи был силен, но также понимал и любил литературу, все же не зря его гуманитарные способности хвалили в юности. Синьяк был дружен со многими писателями, а в его мастерской, куда более комфортной, чем у большинства коллег по кисти — ведь финансовые проблемы ему были неведомы, — собирались поэты, писатели, художники и нередко засиживались до утра.




За свою жизнь Поль Синьяк сменил 32 яхты. Он любил путешествовать, яхты без дела не стояли. Хорошо известны марины Синьяка, написанные не с берега, а с моря. Даже смерть его застала почти в путешествии — на 72-м году жизни практически сразу по возвращении с Корсики.





Постоянный его дом с 1882 года был в райском уголке Сен-Тропе — море Синьяк очень любил и не мог жить вдали от него, в Париже быстро начинал тосковать.




При этом Поль Синьяк активно интересовался общественной жизнью. Он симпатизировал советской власти, считал картины, написанные в духе соцреализма, яркими, радостными и красочными. В 1933 году даже написал предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже. Впрочем, увлечение соцреализмом и благосклонность к социализму не отразились на его живописи — картины его оставались всё такими же светлыми, легкими и сияющими, «аполитичными».

 


Хорошие отношения сложились у Синьяка и с фовистами, особенно с Матиссом и Марке, и с художниками группы Наби. Удивительная особенность — легкий характер художника делала открытым даже его творческий процесс. К нему в мастерскую легко могли в любой момент входить домашние и друзья. Процесс написания картин был для него не мучительным надрывом, как для многих соратников, а радостью и приятным вдохновенным состоянием, которые оказывалось вполне возможно разделить с окружающими.




Не то чтобы склочный характер являлся непременным атрибутом уважающего себя художника, но такая легкость все же явление уникальное. Писатель Вайян-Кутюрье сказал о нем: «Синьяк любил искусство, человечество и море». Пожалуй, это достаточно ёмкая характеристика.

По материалам Алены Эсауловой.
















Subscribe

promo rama909 june 20, 2015 16:07 11
Buy for 20 tokens
Ключевская Сопка — типичный стратовулкан с конусом правильной формы. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. Сложен переслаивающимися лавами и пирокластикой базальтового и андезито-базальтового состава.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments