Сталинский план маскировки Москвы.


В годы Великой Отечественной Войны самой желанной целью для вражеских бомбардировок была, конечно же, столица нашей Родины. Первые дальние бомбардировки Москвы были предприняты фашистами уже летом 1941 года. Когда к зиме враг подошел к самым окраинам Москвы налеты бомбардировочной авиации на город шли один за другим.

То, что город не удалось уничтожить, как и то, что были сохранены исторические памятники большая заслуга Сталинского плана маскировки особо важных культурных и государственных объектов столицы.

Сегодня мы вспомним как масштабно был изменен облик Москвы для введения в заблуждение германских пилотов. Рассмотрим и сохранившиеся фото преображенного города.

Уже на четвертый день войны комендант Кремля Спиридонов по поручению Верховного собрал совещание выдающихся архитекторов и художников Москвы. Совещание предложило снять сверкающие позолоченные купола с кремлевских соборов, демонтировать кресты, удалить рубиновые звезды с башен Кремля. Также предлагалось взорвать колокольню Ивана Великого как демаскирующий ориентир.

Когда Сталину показали проект решения совещания вождь пришел в ярость.

- Я Вам, товарищи, поручал составить проект как уберечь русскую старину от вражеских налетов. А Вы сами предлагаете эту старину извести под корень! Не дожидаясь гитлеровских бомб! Что Вы за люди такие?!

В результате была привлечена к работам группа известного советского архитектора Бориса Иофана. Того самого Иофана, что был только что отмечен Сталинской премией за выдающийся проект советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Архитекторы сходу отмели разрушительные предложения и создали уникальный проект маскировки. В проекте предусматривалось так перекрасить дома, крыши, площади и дороги Москвы, чтобы с самолета создавался образ совершенно другого города.

В кратчайшие сроки советскими строителями проект был воплощен в жизнь и Москву стало не узнать.

Красная площадь

На брусчатке Красной Площади появились нарисованные проспекты, фальшивые крыши домов и перекрестки. С воздуха вместо широкого пространства площади создавалось ощущение плотной городской застройки. Вдобавок были перекрашены в кирпичный цвет и крыши правительственных зданий Кремля.

Большой театр

То, что Вы видите на заднем фоне - это Большой театр. Да-да. Слева на тканевом фасаде нарисован небольшой двухэтажный домишко. Большая часть характерных колонн затянута полотном с нарисованными окнами "многоквартирного дома".

Проглядывают только две оставшиеся колонны. В целом от облика Большого театра не осталось почти ничего. Часть площади зачернена для нарушения пропорция для бомбометания, это не тень.

Кремлевские стены

На заднем плане - не жилые кварталы, это кремлевская стена. По всей стене были нарисованы краской фальшивые дома с окнами. Обратите внимание как чередуются светлые и темные "дома" на стене.

Башни также были раскрашены в различные цвета. Рубиновые звезды погасили и прикрыли брезентовыми чехлами. Снова засияют над столицей они только в мае 1945-го.

Мавзолей Ленина

Мавзолей - здание очень характерной формы, легко позволяющее привязаться к ориентирам вражескому бомбардиру. Чтобы сохранить знаменитое место над ним был возведен дощато-полотняный павильон.

Раскрашенное полотно создавало впечатление ветхого двухэтажного дома у дороги. Ни одна бомба на этот символ советской власти за войну так и не упала.

Сейчас на парадах Мавзолей тоже принято закрывать фанерной конструкцией, хотя, вроде бы, Москву никто не бомбит.

Манеж

"Авторская" маскировка досталась, впрочем, только особо важным объектам столицы. Остальные здания и проезды попросту перекрашивали асимметричными полосами, резкими перепадами оттенков.

Умело разработанная художниками схема создавала при виде сверху совершенно искаженную перспективу города. Мы видим на фото как Манеж превратили в несколько зданий, да еще и находящихся для летчика под углом.

Кроме того, создавались целые ложные улицы и даже несколько полотняных "мостов" через каналы. Одна из таких нарисованных на брезенте магистралей пересекала даже насквозь (а на самом деле была перекинута сверху) кремлевскую стену.

Усилия советских архитекторов не пропали даром. Около трети германских бомб, сброшенных прорвавшими воздушную оборону города бомбардировщиками, ушли в молоко. Немцы ожесточенно бомбили вместо зданий наркоматов и объектов культуры - пустые площади, дороги или парки, превращенные натяжными палатками в "жилые кварталы".

Впрочем, уже летом 1942 года нужда в маскировке города отпала. Врага погнали обратно на запад, пришло время уже германцам задуматься о маскировке своего Рейхстага. Как показала история, им такая маскировка не помогла, свои подписи советские бойцы ставили на его обугленных руинах.



https://zen.yandex.ru/media/mem/stalinskii-plan-maskirovki-moskvy-5adde0e72f578c56351d3ee4
Tags:
promo rama909 june 20, 2015 16:07 11
Buy for 20 tokens
Ключевская Сопка — типичный стратовулкан с конусом правильной формы. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. Сложен переслаивающимися лавами и пирокластикой базальтового и андезито-базальтового состава.…