Кто такие бурлаки и что они делали на Волге?


Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

С момента своего появления картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге», на которой изображены несчастные оборванцы, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, вызывала неоднозначные отзывы. Это связано не столько с мастерством художника, сколько с неким отступлении от жизненной правды.


Бурлацким трудом зарабатывали на жизнь в основном бродяги и бездомные, иногда в бурлаки шли и крестьяне из-за плохих урожаев

Картина Репина, в чем подвох?

Действительность выглядела несколько иначе, чем ее изобразил Репин.

Большую часть времени судно двигалось под парусом, а в безветренные дни бурлакам приходилось «подтягивать» его с помощью каната, и то не по суше, а по воде.

Как это выглядело описал в своей книге «Волга и волжское судоходство» Иван Шубин, который был личным секретарём Дмитрия Сироткина, одного крупнейших судостроителей и судовладельцев России конца XIX — начала XX.

По словам Шубина, на торговых баржах был установлен большой барабан с намотанным на него тросом. На конец троса был прикреплены три якоря. Люди садились в лодку плыли вверх по течению, где бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки же на барже тянули трос, наматывая его на барабан, и тем самым «подтягивая» судно. Такая операция могла проделываться сотни раз.

Эпизод, который изобразил Репин на картине «Бурлаки на Волге» – единичный случай. На берег бурлаки выходили если судно садилось на мель. Только тогда рабочим приходилось тянуть корабль на себе.

Бурлаки были на всех судоходных реках, но ни одна из них не знала такого размаха бурлачества, как Волга, на всей судоходной части которой скорость течения не слишком велика
Труд бурлака

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели в среднем по 10-45 человек. Перед началом работы с хозяином судна обговаривалась цена работы и срок. Отдельно договаривались о «харчах» — во время пути бурлаки питались исключительно за счет хозяина судна.

Главным в бурлацкой артели был водолив, который был представителем на судне хозяина товара и отвечал за сохранность груза. Вторым по старшинству был лоцман, в народе называемый «дядя» или «букашник», в обязанности которого лежало управление судном во время пути. Хозяйством артели ведал десятник.

Цена вопроса

Экономист, профессор Киевского и Московского университетов Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) писал, что «страдания и невзгоды рабочего класса на Волге не так велики, как обычно полагают». Бурлацкий труд хоть и был очень тяжелым, но и оплачивался неплохо.

В середине XIX труд бурлака приносил ему около 30 копеек в день. Т.е. в среднем по 8-10 руб. за навигацию, а таких ходок бурлак мог сделать несколько за сезон. Например, путь от Рыбинска до Нижнего Новгорода занимал месяц, а расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода груженые суда преодолевали за 2,5-3 месяца.

10 руб — существенный заработок. Так, например, пуд пшеницы ( 16,38 кг) стоил в то время около 54 копеек, за фунт (0,4 кг) говядины просили 3 коп, за баранину - 2 коп. Десяток яиц можно было купить за 4 коп, а сливочное масло шло по 15 коп. за фунт.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением в XX веке компактных и относительно недорогих судовых двигателей внутреннего сгорания широкого диапазона мощностей. Официально бурлацкая тяга была запрещена в СССР в 1929 году. Однако в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.



https://zen.yandex.ru/media/id/5a5ba357f4a0ddcf43c67d48/kto-takie-burlaki-i-chto-oni-delali-na-volge-5a87a59c9d5cb387672060bf
promo rama909 июнь 20, 2015 16:07 11
Buy for 20 tokens
Ключевская Сопка — типичный стратовулкан с конусом правильной формы. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. Сложен переслаивающимися лавами и пирокластикой базальтового и андезито-базальтового состава.…