Эдуард Мане "Олимпия", 1863
Сюжету "Олимпии" Мане без малого 5 веков. Первым красиво возлегающую на драпировках обнаженную женщину написал Джорджоне. Картина Джорджоне была революционна, потому что в ней в одной из первых автор мастерски соблюдал законы света и тени, перспективы, а так же изобразил Венеру довольно земной женщиной, а не античной богиней. Но ее звали Венера, и тем самым ее нагота оправдывалась, она ж древнегреческая богиня. Это одна из первых картин с заметным пейзажем, который затягивает зрителя вглубь картины. Начиная с первой спящей Венеры живопись окончательно ушла от иконоподобных плоских изображений.
Джорджоне “Спящая Венера”, 1510
После Тициана каждый уважающий себя художник попробовал написать лежащую голую красавицу, даже Джек из "Титаника". Дошла и очередь до Мане, он написал свою Венеру и на Парижском ежегодном салоне, где ее выставили, разразился самый грандиозный скандал, а салон повидал немало картин.
Все дело в том, что, во-первых, дамочка не Венера, а Олимпия, соответственно, она не греческая богиня и права возлегать голой не имеет. Имя Олимпия выбрано неспроста. В то время в Париже это было практически имя нарицательное для обозначения дамы полусвета, то есть содержанки, примерно как Наташа в Турции. Мане изобразил не греческую богиню, а проститутку! Посмотрите, как она смотрит на зрителя. Она стесняется? Спит? Нет! Она смотрит решительно в глаза, с вызовом, и совсем не стесняется того, что она полностью обнаженная. Множество символов указывают на ее греховность: служанка приносит ей букет от любовника, кошка - символ грехопадения - лежит у ее ног, вместо целомудренного жемчуга у Олимпии на шее черная лента. Ну и самое неприятное, что каждый, кто стоит перед картиной, как бы оказывается в комнате Олимпии. А кто может стоять в комнате перед голой проституткой? Только ее клиент.
Так Мане сделал каждого посетителя выставки спонсором куртизанки. Некоторым эта роль понравилась: поэт Захари Астрюк даже посвятил героине картины целую поэму:
Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,
Чёрный вестник с охапкой весны перед ней;
То посланец раба, что не может забыться,
Ночь любви обращая цветением дней:
Величавая дева, в ком пламя страстей.
https://zen.yandex.ru/media/art_painters/samaia-skandalnaia-kartina-5b031a46c3321bdea7457fc4
Journal information