rama909 (rama909) wrote,
rama909
rama909

Как режиссер пытался надуть Сталина.


Отношение к кинодеятелям у товарища Сталина было двояким. С одной стороны он активно интересовался большими проектами, лично отсматривал материалы основных картин, давал советы что и как улучшить. С другой стороны - никогда не давал режиссерам сесть партии на шею и тянуть народные деньги на бесконечные съемочные затраты.

В этом смысле очень показательна история великого, без преувеличения, советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Создателя знаменитых советских кинокартин, таких как "Броненосец Потемкин", "Александр Невский", двухсерийного фильма "Иван Грозный".

В сентябре 1931 года товарищ Сталин пишет Кагановичу среди прочих вопросов:

- Товарищ Каганович! Писатель Синклер из Америки просит наше правительство выслать денег.

Далее вождь поясняет в чем дело:

- Якобы, на цели организации съемок нашему известному деятелю кино Эйзенштейну (в телеграмме вождь называет его ошибочно Айзенштейд, но все поняли о ком речь). Этот режиссер, похоже, бежал из Союза и, по всей видимости, приверженец Троцкого, а быть может и гораздо хуже!

Подытоживает телеграмму Сталин так:

- Сдается мне, что этот Айзенштейд решил наше правительство надуть. Денег в Америку не переводить, вопрос предлагаю разобрать на ЦК!

В действительности все обстояло не настолько плохо, но ситуация сложилась необычная. В 1929 году Эйзенштейн поехал в Голливуд с идеей снять полнометражное кино о жизни простых людей Мексики. Кинополотно задумывалось посвятить разным эпохам жизни этой страны, при разном социальном строе.

Финансировать съемки взялись известные американцы, сочувствующие коммунистам. Среди них знаменитые писатели Теодор Драйзер и Эптон Синклер, а также художник Давид Сикейрос. Тот самый Сикейрос, группа которого будет через несколько лет из автоматов расстреливать спальню Троцкого.

Собрали большую сумму - двадцать пять тысяч долларов. В Мексике Эйзенштейн устроил масштабные съемки. Будущая картина получила рабочее название "Виват, Мексика!".

В основу картины легло четыре самостоятельных истории. Первая - о жизни мексиканских индейцев еще до прихода европейских колонизаторов.

Вторая - религиозный праздник испанских конкистадоров. Режиссеру удалось снять масштабные мероприятия по празднованию 400-летия одной из наиболее почитаемых мексиканских католических икон. В новеллу вошли шествия, истязания пилигримов и даже коррида!

Третья новелла - революционная. Показана тяжелая жизнь рабочих-пеонов на плантациях. У одного из пеонов местный барин забирает девушку.

Смелый юноша с друзьями сжигают дом плантатора. Но конец их ужасен - разъяренный плантатор с охраной хватают революционеров. Юноши закопаны по горло в песок и насмерть затоптаны лошадьми.

Последняя новелла посвящена временам мексиканской революции. Рассказывается история девушки, раздираемой чувствами к двум солдатам. Причем солдаты воюют друг против друга в гражданской войне.

В этой новелле режиссер показывал как бы саму Мексику, которая мечется от одной стороны к другой и никак не может обрести покой. Заканчивалась картина грандиозным мексиканским карнавалом. Перед титрами участники снимали маски и зритель видел простых людей - рабочих, крестьян, обычных горожан.

Впрочем, как все большие художники без должного контроля режиссер слишком размахнулся. Деньги Синклера были полностью истрачены, картина так и не была снята полностью. Возвращаться в Союз Эйзенштейн при таком раскладе даже и не собирался.

Вот так и родилась идея, прикрываясь революционной направленностью будущей картины, просить денег у советского правительства. Но этот номер не прошел.

В Союзе полным ходом шла индустриализация, вся валюта шла на закупку самого современного оборудования. Тратиться на забавы непонятно кого, да еще и бежавшего из СССР товарищ Сталин не собирался.

Писатель Синклер тоже финансировать продувного кинодеятеля дальше отказался и забрал все отснятые материалы себе. Позднее он безвозмездно отдаст кинопленки музею современного искусства в Нью-Йорке.

В разное время из этих материалов были нарезаны два полноценных фильма: "Буря над Мексикой" и "Время под солнцем", но широкого проката они не получили. В 1979 году Госфильмофонд СССР выкупил материалы Эйзенштейна как историческое достояние.

В том же году из этих пленок смонтировали полнометражную картину "Виват, Мексика!" и показали в советском прокате. Картина представляла к тому моменту уже, скорее, историческую, чем художественную ценность.

Что же до опального режиссера, когда бизнес не получился, он все-таки вернулся на Родину в Советский Союз и занялся работой. Тут нашлись и государственные деньги и поддержка - работа ведь шла теперь для народа, а не для капиталистического проката.

Несмотря на уничижительную характеристику Сталина, данную в той телеграмме, честную работу режиссера высоко оценили. За фильмы "Александр Невский" и "Иван Грозный" он получает две Сталинские премии, становится единственным режиссером кино в первом съезде писателей. По работе и награды.



https://zen.yandex.ru/media/mem/kak-rejisser-pytalsia-nadut-stalina-5b0f0ede3c50f714af597115
Tags: Сталин
Subscribe
promo rama909 june 20, 2015 16:07 11
Buy for 20 tokens
Ключевская Сопка — типичный стратовулкан с конусом правильной формы. Высота его меняется от 4750 до 4850 м и больше над уровнем моря. Это самый высокий из действующих вулканов Азии и Европы. Сложен переслаивающимися лавами и пирокластикой базальтового и андезито-базальтового состава.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments