Продажа Рии Мунк-III кисти Густава Климта на аукционе Кристис в июне 2010 г.
Итак, молодая девушка заканчивает жизнь самоубийством, ее мать Аранка заказывает посмертный портрет дочери Густаву Климту, но художник скоропостижно умирает. Мать забирает неоконченную картину на свою виллу, а спустя 20 лет ее, уже пожилую, забирает гестапо — Аранка была еврейкой. Полотно остается висеть на вилле, за которой присматривает управляющий в зеленой шляпе. Потом полотно конфискуют нацисты и на долгие 12 лет оно пропадает из поля зрения.
И вот в 1953м некий господин Гурлитт приносит в дар Новой галерее города Линц тот самый портрет кисти Густава Климта. Что за господин Гурлитт? Тёмная история, но что-то мне подсказывает: это наш старый знакомый, торговец искусством Хильдебранд Гурлитт, работающий во время войны на Третий Рейх. Ну и вишенка на торте: основателем и владельцем этой галереи был его двоюродный брат, Вольфганг Гурлитт. Ууу, да у нас тут целая арт-мафия!
Хильдебранд Гурлитт в естественной среде обитания, 1949 г.
Так бы и радовал посетителей музея этот портрет до наших дней, да приняли закон о реституции: наследники жертв фашизма имеют право вернуть себе конфискованное у предков имущество. И началось…
В 2005 году обнаружились наследники Аранки Мунк и заявили свои права. Но музейщики тоже не дураки, картина оценивалась в $10 млн., поэтому затребовали доказательств, что именно эта картина висела в особняке Мунков. Нужны свидетели. Где ж их возьмешь спустя 70 лет?
Но помните управляющего, с седой бородой и в зеленой шляпе, которого Аранка попросила приглядывать за виллой? Прыткие наследники отыскали его внука😮. Это уже дряхлый старик, но память у него крепкая. Мы, говорит, стояли и смеялись, как эта мазня может стоить порядочных денег. Ну и не взяли картину в качестве оплаты за работу, хотя возможность была и вполне себе законная.
По-моему, «мазня» прекрасна (портрет Рии Мунк-III, фрагмент, Густав Климт, 1918 г.)
Благодаря этому свидетельству суд вернул полотно потомкам Мунков, а те сразу же выставили его на продажу через аукционный дом Кристис. И выручили — тыдыщ! — 28 миллионов долларов. Да-да, 28 миллионов долларов за недописанный портрет молодой самоубийцы. Очевидно, покупатель платил не за художественные достоинства картины, а за имя автора и историю, которая стоит за с этим полотном.
Потрясающая история? Меня впечатлила. И это лишь один случай. А сколько их было во время второй мировой войны! Полотна воровали, перепродавали, прятали, уничтожали... У того же Климта были картины, которые якобы сгорели при отступлении СС, но многие всё еще надеются их найти.
Одна из якобы сгоревших картин Климта (Шуберт за клавиром)
https://zen.yandex.ru/media/artlikbez/28-mln--za-nedopisannyi-portret-samoubiicy-5af05928ad0f2291ff29791f
Journal information