1 ноября 1843 года в Петербурге Тургенев познакомился с французской оперной певицей
Полиной Виардо. Этот день своей жизни он назвал «священным».
Полине Виардо было двадцать два года. Она была очень некрасива: невысокая, сутулая, с грубыми мужскими чертами лица и глазами навыкате. Не вызывали восхищения её тяжелая фигура и слишком крупные руки. Но стоило ей начать петь, как никто больше не замечал её уродства – таким завораживающим был её голос. Тургенев влюбился самозабвенно:
«С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину… Я… я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной… В немецких сказках рыцари часто впадают в подобное оцепенение. Я не мог отвести взора от черт её лица, не мог наслушаться её речей, налюбоваться каждым её движением; я, право, и дышал-то вслед за ней…»
Оперная дива была замужем за журналистом Луи Виардо, двадцатью годами старше жены. Она была трезвым, расчётливым, уравновешенным человеком.
Тургенев колебался между обожествлением этой женщины и рабством у неё.
Она же спокойно принимала все знаки поклонения, но не подавала никаких надежд, иногда признаваясь знакомым, что «немного устала от изъявлений любви, разделить которую она не может».
Не в силах переносить разлуку с возлюбленной, писатель уехал за ней во Францию.
Разгневанная тем, что сын увлёкся «проклятой цыганкой», мать лишила его средств. Тургенев вынужден был принять предложение Полины пожить в их доме в Куртавнеле. Горька была участь писателя, жившего «на краю чужого гнезда».
Жизнь писателя проходила в постоянных скитаниях. Он отказался от любви многочисленных поклонниц и собственного личного счастья, так и не создав семьи.
В 1852 году ради свидания с Полиной Тургенев, сосланный в Спасское-Лутовиново после публикации некролога Гоголю, тайно отлучился в Москву, рискуя навлечь на себя крупные неприятности .
Тургенев так говорил о своём чувстве к Виардо:
«Я подчинён воле этой женщины. Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда эта женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь.»
Эта загадочная, совершенно некрасивая и даже уродливая, но притягательная, как ангел, как демон, как наркотик, женщина сумела на всю жизнь приковать к себе писателя.
https://zen.yandex.ru/media/detidalya/istoriia-oderjimosti-5b1d7a417425f54d9959a36e
Journal information